Центр развития детей и юношества
г. Москва, ул.Песчаная д.5

+7 (495) 975-98-44

Позитивная психология игры: Как игра помогает детям развиваться


Не секрет, что дети любят играть и могут погружаться с головой в игру, которую выберут для себя.

Все согласны с тем, что игры очень важны для маленьких детей, но когда дети достигают школьного возраста игры часто бывают вытеснены загруженным расписанием, различными занятиями и домашними заданиями.

Но игра не становится для ребенка лишь способом провести время, она продолжает быть важной частью развития в течение всего детства и позднее.
shutterstock_79175554
Позитивная психология – это новое направление исследований, которое изучает факторы, влияющие на становление личности.

Давайте рассмотрим восемь отличных поводов найти время ребёнку для игры каждый день:

Но прежде сразу дадим определение двум типам игры:

Глубокая игра – это игра, в которой ребенок сам определяет суть и направляет развитие игры, используя своё воображение, личные предпочтения и любые другие ресурсы для этого процесса.

Поверхностная игра – внешне выглядит как игра, но связана непосредственно с игрушкой, которая может быть использована лишь определенным образом. Это может быть игра с прописанными правилами, или компьютерная игра, развивающаяся согласно встроенной программе.

— Игра открывает и развивает сильные стороны ребёнка: дети выбирают игры исходя из своих интересов, и это прекрасный способ понять, что доставляет им удовольствие и развивать полезные навыки ненавязчивым и приятным образом. Наши сильные стороны оживляют нас и наполняют энергией, ведь мы получаем так много удовлетворения от самого процесса. Они так же являются самой лучшей почвой для достижений, что разжигает азарт и стремление к большему.

— Развитие мотивации. Мотивация – это движущая сила обучения. Она наделяет нас упорством продолжать путь несмотря на встречающееся трудности и испытания, желанием решать всё новые задачи и не сдаваться. Как известно, попытка – более важная составляющая успеха, чем способности и интеллект, поэтому наличие мотивации жизненно необходимо.

Мотивация связана как с набором практических навыков и навыков мышления, умением думать и рассуждать, и то и другое приобретается с опытом. Дети, которые играют творчески, используя свои сильные стороны, получают очень важные уроки для дальнейшей жизни в процессе своей игры.

— Мастерство: детям нужен большой и регулярный опыт переживания успеха, для того, чтобы у них сформировалось чувство собственной эффективности и силы, переживаемое как «я тот, кто может действительно что-то сделать». Глубокая игра дает ребенку поле для практики и изучения новых навыков, которые дают регулярное переживание успеха и возможности влиять на ход вещей.

— Положительные эмоции: вы знали, что чаще нами управляют отрицательные эмоции, которые диктуют нам избегать чего-либо, а не положительные?  В следствии этого нам постоянно нужно поддерживать некий эмоциональный баланс, особенно в насыщенном событиями окружающем мире, который может быть серьезным стрессом. Профессор Барбара Фридрексон в своей работе пришла к выводу, что для поддержания хорошего самочувствия требуется соотношение позитивных и негативных эмоции в пропорции 3 к 1. Это означает, что положительных переживаний должно быть в три раза больше, чтобы нам сопутствовало чувство удовлетворения жизнью. Игра — изумительный способ для ребенка испытать чувство радости и удовольствия от того, чем он занят.

— Вовлеченность: дети учатся фокусировать и удерживать свое внимание и управлять возбуждением. Это очень трудный навык для освоения, справляться со всё новыми трудностями в непростой задаче. Школа часто принуждает  к решению таких задач, в то время как игра увлекает ребенка и позволяет ему управлять процессом по своему усмотрению, что помогает ему удерживать внимание, оставаться поглощённым процессом. Когда ребенок глубоко погружен в игру, он испытывает состояние потока, при котором время летит незаметно и внешние раздражители игнорируются. Такой опыт, полученный через глубокую игру, в последствии распространяется на другие сферы жизни.

— Склад ума: модель, описанная профессором Кэрол Двек выделяет два типа мышления, образа мыслей, склада ума – «Растущий» и «Фиксированный». «Фиксированный склад ума» предполагает, что человек думает, что его способности и интеллект ограниченны и имеют «потолок» (это не имеет отношения как объективному пределу возможностей). Когда дети, которые имеют такой способ мышления сталкиваются с трудностями, они ощущают, что достигли своего предела, что задача слишком сложна для них, и сдаются. Дети с «Растущим складом ума» ощущают, что способны на большее, это чувство приходит вместе с практикой и упорством. Игра способствует развитию мышления, так как позволяет ребенку раскрываться и самому определять суть и форму процесса и творить его. Это стимулирует настойчивость и учит решать задачи, что позволяет продвигаться вперед и достигать успеха.

— Творчество: игра может приобретать любые формы, поэтому ребенок может использовать все свои идеи, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Мозг человека создан для созидания, и потому нуждается в возможности свободного исследования и эксперимента для своего развития.

— Целостность: книги по развитию детей часто разбивают процесс научения на составные части для удобства. В реальности же ребенок использует разные аспекты полученного опыта и составляет из них единое целое. Какой может быть способ сделать это лучше, чем через игру?

Шесть моментов, способствующих глубокой игре

IMG_2788

— Найдите время: детям нужна свобода для игр, это совсем непросто, если их расписание полностью загружено домашними заданиями и другими занятиями. Посмотрите, как можно освободить время ребенку только для игр.

— Выделяйте не меньше часа в день, или два раза по полчаса, свободного времени ребенку. Детям требуется время для создания и развития замысла игры. Конечно, если времени будет больше – это только на пользу.

— Постарайтесь снизить использование игрушек и инвентаря, которые предполагают строго определенное использование и не способствуют творческому развитию процесса игры. Такие игрушки лучше использовать ограниченно, а не постоянно.

— Предложите поддержку маленьким детям, которые только еще осваивают креативную игру, первое время им может быть трудно погрузиться в глубокую игру. Действуйте как второй игрок в команде, однако предлагайте подсказки только тогда, когда игра заходит в тупик, и нужно поддержать ее дальнейшее развитие. Никогда не направляйте и не давайте указаний, как бы вам этого не хотелось.




— Освободите пространство для игры: слишком большое количество игрушек мешает творчеству и приводит к тому, что ребенок ходит от одной игрушки к другой, не вовлекаясь в процесс глубокой игры.

— Сконцентрируйтесь на процессе, а не на результате. Не прогнозируйте ход событий и то, что должно получиться в итоге. Игра может быть похожа на увлекательный сон, суть которого может сложно поддаваться описанию, но это не делает процесс менее важным.

Jeni Hooper, перевод Анна Новицкая



Пожалуйста, поделитесь статьей, если она вам понравилась: