Центр развития детей и юношества
г. Москва, ул.Песчаная д.5

+7 (495) 975-98-44

Позитивная психология игры: Как игра помогает детям развиваться

Не секрет, что дети любят играть и могут погружаться с головой в игру, которую выберут для себя.

Все согласны с тем, что игры очень важны для маленьких детей, но когда дети достигают школьного возраста игры часто бывают вытеснены загруженным расписанием, различными занятиями и домашними заданиями.

Но игра не становится для ребенка лишь способом провести время, она продолжает быть важной частью развития в течение всего детства и позднее.
shutterstock_79175554
Позитивная психология – это новое направление исследований, которое изучает факторы, влияющие на становление личности.

Давайте рассмотрим восемь отличных поводов найти время ребёнку для игры каждый день:

Но прежде сразу дадим определение двум типам игры:

Глубокая игра – это игра, в которой ребенок сам определяет суть и направляет развитие игры, используя своё воображение, личные предпочтения и любые другие ресурсы для этого процесса.

Поверхностная игра – внешне выглядит как игра, но связана непосредственно с игрушкой, которая может быть использована лишь определенным образом. Это может быть игра с прописанными правилами, или компьютерная игра, развивающаяся согласно встроенной программе.

— Игра открывает и развивает сильные стороны ребёнка: дети выбирают игры исходя из своих интересов, и это прекрасный способ понять, что доставляет им удовольствие и развивать полезные навыки ненавязчивым и приятным образом. Наши сильные стороны оживляют нас и наполняют энергией, ведь мы получаем так много удовлетворения от самого процесса. Они так же являются самой лучшей почвой для достижений, что разжигает азарт и стремление к большему.

— Развитие мотивации. Мотивация – это движущая сила обучения. Она наделяет нас упорством продолжать путь несмотря на встречающееся трудности и испытания, желанием решать всё новые задачи и не сдаваться. Как известно, попытка – более важная составляющая успеха, чем способности и интеллект, поэтому наличие мотивации жизненно необходимо.

Мотивация связана как с набором практических навыков и навыков мышления, умением думать и рассуждать, и то и другое приобретается с опытом. Дети, которые играют творчески, используя свои сильные стороны, получают очень важные уроки для дальнейшей жизни в процессе своей игры.

— Мастерство: детям нужен большой и регулярный опыт переживания успеха, для того, чтобы у них сформировалось чувство собственной эффективности и силы, переживаемое как «я тот, кто может действительно что-то сделать». Глубокая игра дает ребенку поле для практики и изучения новых навыков, которые дают регулярное переживание успеха и возможности влиять на ход вещей.

— Положительные эмоции: вы знали, что чаще нами управляют отрицательные эмоции, которые диктуют нам избегать чего-либо, а не положительные?  В следствии этого нам постоянно нужно поддерживать некий эмоциональный баланс, особенно в насыщенном событиями окружающем мире, который может быть серьезным стрессом. Профессор Барбара Фридрексон в своей работе пришла к выводу, что для поддержания хорошего самочувствия требуется соотношение позитивных и негативных эмоции в пропорции 3 к 1. Это означает, что положительных переживаний должно быть в три раза больше, чтобы нам сопутствовало чувство удовлетворения жизнью. Игра — изумительный способ для ребенка испытать чувство радости и удовольствия от того, чем он занят.

— Вовлеченность: дети учатся фокусировать и удерживать свое внимание и управлять возбуждением. Это очень трудный навык для освоения, справляться со всё новыми трудностями в непростой задаче. Школа часто принуждает  к решению таких задач, в то время как игра увлекает ребенка и позволяет ему управлять процессом по своему усмотрению, что помогает ему удерживать внимание, оставаться поглощённым процессом. Когда ребенок глубоко погружен в игру, он испытывает состояние потока, при котором время летит незаметно и внешние раздражители игнорируются. Такой опыт, полученный через глубокую игру, в последствии распространяется на другие сферы жизни.

— Склад ума: модель, описанная профессором Кэрол Двек выделяет два типа мышления, образа мыслей, склада ума – «Растущий» и «Фиксированный». «Фиксированный склад ума» предполагает, что человек думает, что его способности и интеллект ограниченны и имеют «потолок» (это не имеет отношения как объективному пределу возможностей). Когда дети, которые имеют такой способ мышления сталкиваются с трудностями, они ощущают, что достигли своего предела, что задача слишком сложна для них, и сдаются. Дети с «Растущим складом ума» ощущают, что способны на большее, это чувство приходит вместе с практикой и упорством. Игра способствует развитию мышления, так как позволяет ребенку раскрываться и самому определять суть и форму процесса и творить его. Это стимулирует настойчивость и учит решать задачи, что позволяет продвигаться вперед и достигать успеха.

— Творчество: игра может приобретать любые формы, поэтому ребенок может использовать все свои идеи, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Мозг человека создан для созидания, и потому нуждается в возможности свободного исследования и эксперимента для своего развития.

— Целостность: книги по развитию детей часто разбивают процесс научения на составные части для удобства. В реальности же ребенок использует разные аспекты полученного опыта и составляет из них единое целое. Какой может быть способ сделать это лучше, чем через игру?

Шесть моментов, способствующих глубокой игре

IMG_2788

— Найдите время: детям нужна свобода для игр, это совсем непросто, если их расписание полностью загружено домашними заданиями и другими занятиями. Посмотрите, как можно освободить время ребенку только для игр.

— Выделяйте не меньше часа в день, или два раза по полчаса, свободного времени ребенку. Детям требуется время для создания и развития замысла игры. Конечно, если времени будет больше – это только на пользу.

— Постарайтесь снизить использование игрушек и инвентаря, которые предполагают строго определенное использование и не способствуют творческому развитию процесса игры. Такие игрушки лучше использовать ограниченно, а не постоянно.

— Предложите поддержку маленьким детям, которые только еще осваивают креативную игру, первое время им может быть трудно погрузиться в глубокую игру. Действуйте как второй игрок в команде, однако предлагайте подсказки только тогда, когда игра заходит в тупик, и нужно поддержать ее дальнейшее развитие. Никогда не направляйте и не давайте указаний, как бы вам этого не хотелось.

— Освободите пространство для игры: слишком большое количество игрушек мешает творчеству и приводит к тому, что ребенок ходит от одной игрушки к другой, не вовлекаясь в процесс глубокой игры.

— Сконцентрируйтесь на процессе, а не на результате. Не прогнозируйте ход событий и то, что должно получиться в итоге. Игра может быть похожа на увлекательный сон, суть которого может сложно поддаваться описанию, но это не делает процесс менее важным.

Jeni Hooper, перевод Анна Новицкая

Post A Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.